«Ленинград - город, где родился, Москва - где я рос, получил музыкальное образование...»


Из записей К.Р. Гейста от 13 сентября 1987 года подробно узнаем о биографии композитора: «Я родился в 1906 году, 26 сентября п.н. (по новому) стилю и 13/IX по старому, в городе Петербурге. Фамилия моя воспринята от моего отца. Он был прибалтийским немцем. Жил всю свою жизнь в России. Родился он где-то около Великого Устюга. В дальнейшем учился в Петербурге в пансионе Петершуле. Работал и жил в Петербурге. Фамилия (его) отца Гейст Александр Петер Вильгельм Ромулус. У немцев было принято носить 2 или 4 имени по фамилии крестных. В дальнейшем он именовался последним своим именем - Ромулус. Но для простоты произношения это имя по паспорту было Роман. У иностранцев было только фамилия и имя. Правда среди русских он приобрел и отчество от имени, а именно Роман Романович Гейст. Он владел своим родным немецким языком, но впоследствии без акцента говорил и по-русски. Годы его жизни 1868-1934… Моя мать Матизен [девичья фамилия] Александра Викторовна (1884-1942) вышла за моего отца. Стала Гейст Александра Викторовна. По женской линии все были русские.

Дед мой, отец моей матери, был незаконным сыном и носил фамилию Деза. Очевидно от французов, которые остались в России после войны 1812 года. Ему не давали ходу, и тетка его, из эстонцев по происхождению, дала ему фамилию Матизен.

Дед мой по материнской линии Матизен Виктор Алексеевич женился на русской Ольге Николаевне Мурок(х)овой. Поэтому фамилия матери моей была Матизен до замужества. Меня крестили в церкви и нарекли Константином, по национальности русский я, но фамилия осталась немецкой. Учить игре на фортепиано меня начали с семи лет. 1-я учительница моя была по фамилии Ом (дочь профессора) Лидия Александровна. 2-я учительница была Нелидово-Дубровина Мария Александровна. У нее учился до 1917 года. В 1919 году вся наша семья уехала. Так как в Петрограде был голод. Целыми семьями погружали в товарные составы и отправляли по назначению, кому [и] куда было определено.

Мы попали в 1919 году в г. Епифань Тульской (тогда) губернии. Далее в 1920 году - переезд за 20 км от Епифани в бывшее имение графов Бобринских. В ту пору это был совхоз. И в 1922 году - переезд в Московскую область в Пушкинский район, совхоз «Лесные поляны». Директором этого совхоза по назначению В.И. Ленина был Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (член партии ВКП(б)».1

О своем происхождении Константин Романович впоследствии шутливо писал:

«По крови – русский, немец и француз

Во мне соединилось воедино.

И этот тройственный союз

Душе моей совсем не повредил.

От немца – аккуратность у меня,

Люблю я точность, и в работе

За сорок с лишним лет ни разу я

Не опоздал, всегда я был в заботе.

А темперамент у меня – французский,

И с рвением работу начинал я,

Но не доделываю начатое до конца,

И лень присуще мне, по крови больше русской».2

В 1928 году по окончании Московского музыкального техникума Константин Романович Гейст продолжил образование на композиторском факультете в Московской консерватории имени П.И. Чайковского, где с явным успехом прошел блестящую школу игры на фортепиано. Его наставниками по композиции были выдающиеся музыканты Р.М. Глиэр, В.Я. Шебалин, а по теории музыки - И.В. Способин. Для студента Константина Гейста, подающего большие надежды, это было очень плодотворное время. Еще обучаясь в консерватории, он работал пианистом-концертмейстером в Государственном объединении музыки, эстрады, цирка, преподавал на курсах общего музыкального образования и в детской музыкальной школе.


Константин Гейст четыре с половиной года учился в консерватории, но закончить ее ему не удалось. С весны 1934 года по осень 1936 года он отбывал наказание в Бутырской тюрьме по «58 с п.п. 10, 11 Москва (суд тройка) 3 года лишения свободы», - как указано в личном листке по учету кадров за 1943 год. По возвращении из мест лишения свободы ему запрещалось жить и работать в крупных городах СССР. Именно тогда Константин Романович принял приглашение Льва Николаевича Сахарова поехать в Марийскую республику. Они были знакомы еще со студенческих лет. Спустя годы в письмах Лев Николаевич Сахаров восторгался работоспособностью К.Р. Гейста: «Восхищен твоей настойчивостью и упорством в работе!».3 Друзья-коллеги морально поддерживали друг друга с помощью писем, в которых писали о творческих успехах и сложностях жизни. Эта дружба продолжалась долгие годы, а переписка велась 33 года. Корреспонденция тех давних лет свидетельствует, что К.Р. Гейст был талантлив не только в музыкальном искусстве, но остроумно и с юмором писал стихи, а также превосходно играл в шахматы.

В письме Льву Сахарову от 18 августа 1975 года Гейст писал: «Я пишу их просто для себя... У меня нет литературного образования и вообще я к этому не склонен. Я думаю, что стих как таковой неизмеримо трудней любой сатиры. В сатире ты пишешь главное, по возможности, чем короче, тем лучше, т.е. самая суть, а стих - это целая симфония образов, разворот стиля, литературного образа и всякие другие трудности. Поэтому я обратился к сатирическому образу. Повторяю только для себя, для души. Вот, например, шахматы. Играю в них с 1924 г., с зимы 1924 г., когда мы жили в Яру [вероятно, имеется в виду совхоз «Лесные поляны» вблизи станции Тарасовка Ярославской железной дороги в 26 км от Москвы]. А ведь так, по существу [играть] я так в них и не научился. Практически, говорят, что я играю сильно, а вот теории я знаю мало, если не сказать большего.


Всё это относится целиком и полностью и к попытке писать сатиру. Помимо всего, как в музыке, так и здесь нужен талант и шлифовка этого таланта. У меня всего этого нет. Но здесь интересно. Если против меня садится не теоретик и не категорник, а простой смертный, то в большинстве случаев я его обыгрываю. Отсюда следствие. Если бы я развивал в себе эту сторону, то мог бы получиться хороший мастер».4


______________________________

1 Из записей К.Р. Гейста. 13 сентября 1987 года. Из фонда музея истории музыкального училища Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая.

2 Артищева Р.В. Константин Романович Гейст. Очерк жизни и творчества. – Йошкар-Ола, 2001. – С. 6.

3 Там же. С. 4.

4 Письмо К.Р. Гейста Л.Н. Сахарову. 18 августа 1975 года. Из фонда музея истории музыкального училища Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая.

^Наверх