Яндекс.МетрикаСчетчик Спутника                                    jynfrn    

Государственный архив
Республики Марий Эл

Село ПАЙГУСОВО  (ПАЙСКЫРЫК)

   

Вернуться к деревням


Село Пайгусово является центром Пайгусовской сельской администрации. Расположено на пригорке, на правом берегу р. Пингель (Сумка), в 43 км от районного центра. Через село проходит автотрасса Козьмодемьянск - Яштуга. Марийское название «Пайскырык» состоит из слов «Пайс» - имя одного из первопоселенцев и «кырык» — «гора». Другое марийское название «.Церкысола» включает слова «церкы» - «церковь» и «Сола» - «деревня»/ «селение»; то есть «поселение, где имелась православная церковь». В XVI - начале XX вв. это селение также называлось «деревня Пингель Пернянгаш»; «село Христорождественское ПингельПернянгаш»,  «село Пайгусово».
Это старинное марийское селение в ХУ1-ХУШ вв. относилось к Акпарсовой сотне. По данным 1723 г., в общине-деревне «ПингельПернянгаш» с выселками числилось 32 двора ясачных марийцев. В 1795 г. в с. Христорождественском Пингель Пернянгаш  было 10 дворов, а в выселках из нее Кильдяков - П дворов, Петрушин - 16 дворов, Черепанов - 13 дворов, Оконаев - 14 дворов с общим числом населения в 304 чел. (144 муж. и 160 жен.). В 1859 г. в с. Пингель Пернянгаш  (Пайгусова Гора) при речке Сумке было 45 дворов (121 муж.и 134 жен.). По данным 1897 г., в с. Пайгусово-Пингель Пернянгаши числилось 70 дворов (148 муж.и 137 жен.), ав 1915 г. — 56 дворов с населением в 303 чел. В конце XVIII - начале XX вв. это селение относилось к Больше-Юнгинской волости Козьм, уезда. С 1918 г. являлось административным центром Пайгусовского с/с одноименной волости, в 1924- 1931 гг. - Пайгусовского р-на Юрин, кантона, с 1931 г. - в составе Ак-черинского с/с Горномар. и Елас. р-нов; с 1954 г. - центр Пайгусовского с/с Елас. и Горномар. (с 1959 г.) р-нов.
Жители исстари занимались хлебопашеством, животноводством и различными промыслами. По описанию 1889 г., земельные угодья крестьян этого села являлись составной частью общинного владения Пайгусовского сельского общества (состояло из с. Пингель Пернянгаш Пайгусова, д. Юнга Пернянгаш, д. Малая Шурмара Третья, околодка Яматайкино). В 1884 г. отмечалось, что непосредственно жителям с. Пайгусово с 64 дворами принадлежали 469,2 дес. земли (пашни, сенокосы, пастбища, под усадьбой), 56 дес. леса и 10 приусадебных садов. В 1890 г. в селе имелось 65 лошадей, 106 голов КРС, 231 голова мелкого скота; в 1891 г. соответственно - 59 лошадей, 1 жеребенок, 42 коровы, 1 бык, 45 телят, 174 овец, 22 свиней и разной домашней птицы. Некоторые из жителей занимались мукомольным, кузнечным, сапожным, валяльным, овчинным и другими промыслами. В 1893 г. отмечалось, что житель села, отставной солдат Степан Егоров мастерил в своей кузнице (построен в 1880 г.) разные железные изделия, необходимые в крестьянском хозяйстве и быту, а также ковал лошадей. Крестьянин Степан Васильев из этого же села содержал водяную мукомольную мельницу с переработкой на р. Сумка (мощность - 220 пудов различного хлеба в год). В земельных владениях этого же села на р. Сумка действовала водяная мукомольная мельница (мощность - 3500 пудов размолотого хлеба в год) крестьянина Козьмы Андреевича Перова из д. Малые Шурмары. В 1897 г. зафиксировано наличие в селе 2 мастеров но изготовлению саней, 2 сапожников, 3 валяльщиков и 2 овчинников. По описанию 1898 г., в с. Пайгусово, Пингель Пернянгаш, Христорож-дественское с 70 дворами (145 муж. и 154 жен.) имелись каменная церковь, 2 земских училища (мужское и женское), церковноприходская школа, центральный хлебный магазин (амбар), торговая мелочная лавка, кузница и трактир. В 1903 г. владельцами двух сельских торговых лавок по продаже бакалейных товаров, чая, табака и съестных припасов были крестьяне Петр Васильевич Востоков и Лидия Тимофеевна Скребкова. В 1915 г. валянием теплой обуви занимались З чел., выделкой овчин - 1 чел., судоходным (бурлаками на речном транспорте и пристанях) - 3 чел. С 1916 г. действовал торговый кооператив. В начале XX в. осенью на «Казанский праздник» в селе ежегодно проводилась ярмарка.
С середины XVIII в. село стало центром крупного церковного прихода. По местному преданию, первая деревянная церковь была построена на месте деревянного креста, принесенного тайком марийскими язычниками из д. Пернянгаши на Пайгусову Гору, чтобы избавиться от нежелательной им церковной постройки в своей деревне (отсюда, название - с. Пингель Пернянгаши, Пайгусово).
Ценные сведения по истории Пайгусовского (Пернянгашского) церковного прихода оставил известный краевед XIX в И.А.Износков в своей статье «Село Пернянгаши и его прихожане», опубликованной в 1867 г., опираясь на различные виды источников, он писал, что с. Пернянгаши располагалось в самой западной части Казанской губернии, на границе с Нижегородскою. Соседними с ним селами в радиусе 7-15 верст были с. Еласы (Чермышево), с. Пертнуры (Шапкили), с. Сумки, Михайло-Архангельский мужской монастырь. Приход с. Пайгусово в 1867 г. состоял из 1900 душ муж. пола и 1916 душ жен. пола и вначале включал большое число «горночеремисских деревень и Солодков», частично отделившихся позднее в другие церковные приходы.
По его данным, «Пернянгашский приход возник вскоре после крещения черемис», которое было совершено над ними православным миссионером иеромонахом Сильвестром Головацким в 1742 г. По имени этого монаха многие язычники по крещению получили фамилию «Сильвестров». «О самом крещении у черемис-старожилов сохранилось немало преданий. Одни из них, например, передают, что крещение совершено было над их предками на Пайгусовой Горе, на которой расположено село Пернягаши, и на том будто месте, где впоследствии воздвигнут деревянный храм во имя Рождества Христова и Предтечи Господня Иоанна... Другие утверждают, что крещение совершилось в черемисских избах за пологами, что делалось собственно, может быть, для женского пола, или потому, что это было зимою. Третьи, наконец, говорят, что крестили под селом в реке Суре и к этому прибавляют анекдот, как один из черемис по имени Дорофей, несмотря на все настояние Сильвестра, упорствовал и никак не хотел погрузить своей головы в воду, ухватившись руками за прибрежные кусты. Судя по этим преданиям, одинаково вероятным, можно предположить, что крестили черемис не в одно время и в разных местах; но как бы то ни было, крещение было совершено поголовно над всеми черемисами и в очень короткое время. А так как черемисы того времени нисколько не были подготовлены к принятию крещения и вовсе не знали той веры, в которую их обращали, то весьма вероятно, что при крещении их употреблялись разные принудительные меры, о чем они и сами свидетельствуют. Крещеным же черемисам давались различные права и льготы, как-то: денежное награждение, освобождение от рекрутства, податей и других повинностей. Но все эти, как принудительные, так и поощрительные меры оказывали на первых порах, слабое действие. Черемисы, как говорит предание, стоя в крещальной воде, держали в зубах куски сырого конского мяса. Этим хотели они, как бы показать, что пускай русские силом их крестят и в свою русскую веру приводят; но от керемети они не отстанут и по-прежнему будут приносить ей в жертву коней».
После поголовного крещения здесь в 1744 г. был открыт новокрещенский Пернянгашский церковный приход, а в 1748 г. воздвигнута деревянная церковь, простоявшая более 80 лет. Новый каменный храм был построен на средства прихожан к 1828 г. и освящен архиепископом Казанским и Свияжским Филаретом в 1829 г. Он отстоял в 100 м от обветшавшего деревянного храма, на месте которого были поставлены каменная и деревянная часовни. Каменная церковь состояла из трех престолов: главный, холодный, в честь Рождества Христова; приделы теплые - с правой стороны в честь Рождества Святого пророка - Иоанна Предтечи; с левой - во имя Казанской Божией Матери.
По данным того же И.А. Износкова, «в первые восемьдесят лет, по основании Пернягашского прихода занятия духовенства заключились исключительно почти в том, что они отправляли церковные службы, хоронили, венчали, крестили. Проповеди же тогда было не место и не время. Во-первых, к этому не были подготовлены сами священники и не понимали настолько черемисский язык, чтобы могли толковать на нем о вероучении; а во-вторых, и сами черемисы того времени были необщительны, дики, как с русскими, так преимущественно и с духовенством. Старожилы села Пернягаш, помнящие деревянный храм, рассказывают, что его никто не посещал, кроме духовенства и небольшого числа русских, живущих в селе.
Впрочем, духовенство прежнего времени употребляло немало хлопот на преследования идолопоклонства у черемис, за что последние нередко подвергались судебным взысканиям, штрафам. «Я никогда не забуду рассказов моего деда» - говорит св. Троицкий - «как в одно из таких преследований жизнь его подвергалась опасности и, благодаря только приходу прочих членов причта, он отделался тем, что ему обварили ногу приготовленной жертвой. Наведут бывало - передавал он - наши прихожане черемисы в какой-нибудь лесной овраг телят, жеребят, овец, ягнят, индеек, уток и гусей и начнут свое моление в честь злого божка керемети, а мы, духовные, с пятью или шестью человеками и понятых и шасть к ним, как снег на голову, и давай все живое и неколотое забирать себе; но уж тут бывало и сам берегись, как раз убьют тебя или изувечат. Да, делывали мы дела, и в книги не поместишь. Один из причетников того времени, сосланный за обворование черемиса в Сибирь, бывало долго не думал в устраивании разных проделок, по поводу преследований черемис за поклонение керемети. Так, наберет он бывало еженных костей, подкинет их к более богатому домохозяину-черемисину; потом идет за понятыми, делает с ними обыск, а там смотришь и получает, что ему было нужно. Делывал он и так, придет к черемису и заставит его отпереть житницу; если окажется тут зайчатиина или жеребячья кожа, то беда хозяину. «Ты, - говорит, - керемет молил, в суд надо тебя представить». Ну и должен откупаться бедный черемис, чтобы его не представили в суд. Подобные преследования идолопоклонствующих черемис продолжались почти до двадцатых годов настоящего столетия и уничтожение их как раз совпало с разрушением старого деревянного храма, и хотя случаи таких преследований были и после; но были уже как исключения.
Конечно, эти преследования идолопоклонствующих черемис не могли способствовать развитию между ними христианства. Преследования удаляли их только от духовенства и сделали то, что большинство черемис даже и теперь смотрит на священника, так же почти, как на какого-нибудь полицейского чиновника. И если бы черемисы были совершенно изолированы от русских, а в среде духовенства не встречалось исключений, не являлись бы личности с иным взглядом на распространение православия между черемисами, то горные черемисы Козмодемьянского уезда были бы в настоящее время на той же ступени развития, на которой стоят луговые.
Пайгусовский приход, поставленный в более благоприятные условия сравнительно с другими уже и в первые 80 лет своего существования, когда народ и духовенство были в разладе, может указать несколько черемис, сделавшихся в среде народа ревнителями православия. Так, первый, оставивший черемисскую веру и принявшийся за распространение христианства, был крестьянин околодка Цыганова Царакий или по-русски, Мокий Романов, родной брат деда Михайла Герасимова, ревнителя по просвещению черемис и устройству монастыря. Мокий удостоился от народа почетного титла «Торы». (Это должно быть «Тора» - судья. Если Мокий Романов проникшись сам христианским вероучением и ревнуя о распространения его между своими единоплеменниками, при исполнении общественной должности был вполне беспристрастным при решении дел; то тем самым и мог заслужить от черемис звание «Тора» - судьи, тем более, если они, и по сложении Мокием должности, продолжали обращаться к нему, как человеку правдивому, за советами и за решением тяжб. Правдивый по горно-черемисски - тор, по луговому - тюр; это слово сродно с чувашским «Тюре» - прямой, верный, справедливый. - Прим. ИА.Износкова). И занимал какую-то общественную должность. Исправляя эту должность, он самоучкою выучился грамоте из желания вполне ознакомиться с своими обязанностями, а потом от сельского писаря стал разузнавать о вере, о ее внутреннем достоинстве и принялся за чтение религиозных книг. Вслед за тем он появился уже и в церкви, привязался к приходским священникам и стал выслушивать от них объяснения на все, что видел и слышал. Каждым сделанным им приобретением он делился сначала со своими домашними, а потом с соседями. Так привлек он на свою сторону соседей Микиту Миронова и Осипа Никитина, бывших потом в научении черемис главными ему помощниками. Он уговорил даже Осипа жениться на русской, для того, чтобы этот последний был тверд и непоколебим в христианстве и чтобы можно было поручать ему обращать других. А то были случаи, что сегодня Мокий убедит, уговорит держаться русской веры, а через некоторое время обращенный уже опять в ряду поборников язычества. Прожив до глубокой старости, Мокий мог утешать себя тем, что в его деревне могло найтись ему несколько уже преемников. Так, к этому времени вполне окреп в христианстве Никита Миронов, вполне наследовавший славу своего учителя по благочестию и по умножению чад церкви и имевший в свою очередь помощниками Василия Андреева и Ивана Денисова. Так, дело распространения веры начало переходить в деревне Цыгановой от одного человека к другому вплоть до 1800-го года, в которой можно было насчитать уже несколько человек в этой деревне ревнителей православия. Первенство в благочестии и других добрых начинаниях, как-то: грамотности, путешествия к св. местам, пустыножительстве, постничестве, девственности обоих полов и призоре за приходским храмом, остается и теперь за деревней Цыгановой, о чем мы будем иметь случай говорить в следующих отделах этой статьи.
Почти одновременно с Мокием Романовым начали появляться подобные же ему ревнители новой веры и в других деревнях прихода. Так, в Пернягашах - два брата Сидор и Петр Лукояновы, Иван Алексеев, Егор Ерофеев, Леонтий Афанасьев; в околодке Саткине - Андрей Пиганайкиы, в Большой Шурмаре - отставной солдат Михаил Семенов; в Малой Шурмаре - Сивандай, много заботились об укоренении христианства между своими однодеревенцами. Но, по неопытности ли проповедников или по слабой восприимчивости их слушателей, часто бывало то, что последние не поддавались убеждениям первых. Указывая на крестное знамение, черемисы говорили своим проповедникам: «Ваша вера ходит; какой ваш вера! Только комар шугать... Молока качкатъ (есть) нельзя, али говядина. Скупый ваш вера... Наш вера добрый, что наша бога давал, - все качкай. Нет, ваша вера не пойдем». «Да ведь ты крещенный», - говорит проповедник. «А пожали крещенный, мы крест не ношу. Я не охота крестили, а боютца, больно». С этим только, бывало и отойдут проповедники. Впрочем, как ни была плоха эта тогдашняя проповедь, всё-таки в похвалу ей нужно сказать, что она успела несколько ознакомить черемис с христианскою верой и ближе поставила их к духовенству. Это сближение с духовенством сделалось заметно с 1815 г., то есть с того времени, когда прибыл в село Пернянгаши, искренно-преданный делу просвещения инородцев, священник Петр Урусов и когда под его руководством начал свою проповедь крестьянин околодка Кӓрмӓнер Афанасий Ефремов, заслуженно прозванный черемисами апостолом Горно-черемискаго края».
Заметим, что христианское просвещение марийцев этого прихода, как и в других нерусских приходах, стало более эффективным лишь во второй половине XIX - начале XX вв., когда миссионеры и приходские священники стали внедрять православие в «инородческую» среду на их родном языке по системе Н.И.Ильминского. В начале XX в. в Пайгусовском приходе в этом особо преуспели священники и законоучители Виктор Константинович Мудров и Михаил Петрович Матвеев.
По данным 1909 г., в приходе с. Пингель Пернянгаш (Пайгусово) числились жители самого с. Пайгусово (здесь жили русские и марийцы) и деревень Средние Вершины Сумки (Цыганово), Юнга Пернягаши, Малые и Большие Шурмары, Салмандаево, Средние Шешмары с околодками в 915 дворов в 5308 чел. (2681 муж. 2627 жен.).
В дальнейшем, в советское время в 1922 г. церковь была передана верующим в «бессрочное бесплатное» пользование. Однако уже в августе 1935 г. решением властей началась «ломка церковной ограды для использования кирпича под строительство Пайгусовской неполной средней школы» и в декабре того же года запрещен колокольный звон Пайгусовской церкви; колокола переданы на металлолом; один оставлен для противопожарных случаев. Окончательно эта церковь была закрыта 14 января 1941 г., а здание передано под культурное учреждение. Позднее здесь разместился склад сельского потребительского общества (сельпо), а в 1963 г. - склад Горномар. сельского районного потребительского союза. Лишь в 1990-е годы по настоятельному требованию прихожан Пайгусовскую церковь начали реставрировать, и вновь началась церковная служба.
Примечательным событием в истории села стало открытие школы и распространение грамотности. В 1861 г. в с. Пайгусово (Пингель Пернянгаши) были открыты Пернянгашские мужское и женское сельские церковно-приходские училища при Христорождественской церкви, находившиеся в ведении Казанской палаты государственных имуществ. В 1872 г. мужская и женская Пернянгашские церковно-приходские школы были объединены в одно земское училище (позднее разъединились). В 1883 г. открылось новое Пернянгашское земское женское училище, разместившееся вместе с мужским училищем в доме местного священника. В 1885 г. в с. Пайгусово в церковной сторожке открылась Пернянгашская церковно-приходская школа. Во второй половине XIX - начале XX вв. в этих трех школах в разные годы законоучителями и учителями были местные священники Михаил Николаевич Ястребов, Порфирий Львович Троицкий, Михаил Николаевич Троицкий, Александр Игнатьевич Альпидовский, Яков Григорьевич Чудовичев, Виктор Константинович Мудров; дьякон Алексей Ефимович Добромыслов; учителя и учительницы из числа марийцев Андрей Васильевич Клопский, Петр Васильевич Николаев, Василий Захаров, Антон Герасимов, Михаил Сергеевич Любимов, Андрей Иванов, Марфа Васильевна Кириллова, Федосья Андреева, Анфиса Павловна Александрова, Надежда Фадеевна Матвеева, Мария Федоровна Сильвестрова; учителя и учительницы из русских Василий Элевтерский, Константин Валерианович Тиховодов, Виктор Михайлович Оточев, Григорий Федорович Пономарев, Ольга Алексеевна Магницкая, Анна Константиновна Мудрова, Софья Викторовна Мудрова, Антонина Викторовна Мудрова и др. В Пернянгашских школах обучались крестьянские дети из с. Пайгусово, деревень Юнга Пернянгаш, Салмандаевой, Большой и Малой Шурмар, Вершины Сумки, Средних Шурмар с околодками. Широкий охват школьным образованием соседних селений сопровождался ростом численности учащихся. В 1867 г. в церковно-приходских училищах обучалось 15 учащихся (русских - 6 чел., мари - 9 чел.). По данным 1897 г., в с. Пайгусово-Пингель Пернянгаши имелись 2 начальных земских училища, где обучались 142 учащихся (105 мальчиков и 37 девочек), и церковно-приходская школа. Школы размещались в трех собственных зданиях. В них работали 3 учителя и 2 учительницы. С началом первой мировой войны численность учащихся несколько сократилась. В 1915 г. в Пернянгашских школах в с. Пайгусово обучались 102 учащихся.
Заметим, что в советское время Пайгусовская средняя школа известна была своими прославленными учителями и замечательными выпускниками. Среди них Вячеслав Михайлович Сиваев, директор школы, заслуженный учитель МАССР (1972 г.) и РСФСР (1980 г.); Ангелина Павловна Асланова, заслуженный работник образования республики (1997 г.) и др.
В 1919 г. в с. Пайгусово в 67 дворах проживало 300 чел. (130 муж.и 170 жен). В 1919 г. в селе существовало Пайгусовское потребительское общество. В 1922 г. действовали водяная мельница, принадлежавшая Андрею Федоровичу Володину, кузница, принадлежавшая Ивану Михайловичу Буханову, и паровая мельница волсовета. В 1923 г. при Пайгусовской библиотеке организован драматический кружок. По данным 1924 г., во владении крестьян с. Пайгусово имелись 133 дес. пашни, 22 дес. сенокосных лугов, 47 рабочих лошадей, 4 нерабочие лошади, 52 коровы, 6 нетельных коров, 81 овца, 4 козы, 13 свиней и разная домашняя птица. Из числа 69 крестьянских хозяйств (68 дворов) безлошадными были 18 хозяйств, бескоровными - 16. На 1 хозяйство приходилось 1,92 дес. пашни, на 1 едока - 0,43 дес. Крестьяне сеяли рожь, овес, ячмень, просо, гречиху. В августе 1925 г. в селе были открыты ясли. В 1927 г. в селе было 67 дворов с населением в 274 чел. (140 муж.и 134 жен.). Работала школа.
В годы коллективизации в 1930 г. жителями села был организован к-з «Власть Советов». Позднее он оказался в составе укрупненного к-за «Большевик» и КДП «Пайгусовское».
На фронтах войны из с. Пайгусово сражались 74 чел., из них 37 чел. погибли, а 37 чел. вернулись домой. Среди них ст. лейтенант Лазарь Михайлович Кадыков, мл.сержант Анатолий Иванович Солянов, рядовой Михаил Иванович Першуткин и др.
В годы войны колхозники трудились не только на полях и фермах, но и на лесоразработках и строительстве оборонительных сооружений в Заволжье.
В с. Пайгусово родилось и работало немало замечательных людей. Среди них видный организатор народного образования, пропагандист революционных идей, автор букваря для горномарийских школ Алексей Михайлович Баронов (1882-1920); писатель, поэт, собиратель марийского фольклора, автор поэмы-сказки «Кыткы сӱӓн» Петр Григорьевич Першуткин (псевдоним - Пет Першут, 1909-1943); педагог, автор учебников, ученый фольклорист, драматург Иосиф Иванович Беляев (1899-1991); комсомольский вожак 1920-1930-х гг. Иван Федорович Сильвестров, руководивший районным и республиканским обкомом комсомола; заслуженный работник культуры РМЭ, начальник отдела культуры администрации Горномар. р-на Александр Иванович Хват; талантливый танцор и балетмейстер Владислав Леонидович Харитонов; самодеятельный композитор, учитель музыки Любовь Викторовна Антропова (Салдияркина) и др.
По состоянию на 01.01: 2001 г., в с. Пайгусово было 106 дворов, в том числе 10 пустующих, с населением в 320 чел. (168 муж.и 152 жен.). В КДП «Пайгусовское» работали 73 чел., в личных подворьях - 51 чел., на сезонных работах - 5 чел. Жители содержали 107 голов КРС, в том числе 79 коров; 57 свиней, 17 овец, 9 коз и 338 голов домашней птицы. Здесь размещались здание с/с и центральная усадьба КДП «Пайгусовское», отделение связи, средняя школа, сельский Дом культуры, 3 магазина, сельпо, мини пекарня. 
 
 

Список

участников Великой Отечественной войны

село Пайгусово, Пайгусовское сельское поселение, Горномарийский район, Республика Марий Эл

 

ЧТОБЫ ОТКРЫТЬ СПИСОК С БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ НАЖМИТЕ СЮДА

 

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Место рождения

Дата призыва

Место призыва

1

Бельдюгин Михаил Федорович

09.01.1923

г.Подольск Московской области

30.07.1941

Московская область, Подольский РВК

2

Ермолаев Семён Васильевич

10.02.1924

д.Атюлово  Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

3

Ерофеев Федор Сергеевич

.01.1909

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

4

Жданова Елизавета Григорьевна

1922

Марийская АССР, Горномарийский рн, с.Пайгусово

не имеется

Еласовский РВК

5

Жданов Николай Григорьевич

1913

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской АССР

не имеется

не имеется

6

Захаров Иван Иванович

1923

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской АССР

04.07.1942

не имеется

7

Иванов Вениамин Семенович

1923

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской АССР

не имеется

Еласовский РВК

8

Иванов Иван Анисимович

04.05.1903

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

1942

Еласовский РВК

9

Кадыков Лазарь Михайлович

20.04.1926

д.Яшмолкино Микряковского с/с Горномарийского района Марийской АССР

12.11.1943

Еласовский РВК

10

Катков Геннадий Яковлевич

1907

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

11

Катков Евгений Семенович

1915

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

12

Катков Михаил Семенович

1909

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

13

Катков Иван Яковлевич

1921

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

14

Катков Андрей  Семенович

1914

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

15

Катков Николай Семенович

1916

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

16

Кокушкин Георгий Николаевич

28.04.1921

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

.11.1940

Еласовский РВК

17

Кокушкин Петр Николаевич

1924

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

18

Комиссаров Александр Иванович

1904

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

03.09.1941

Еласовский РВК

19

Комиссаров Евгений Иванович

1922

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

23.02.1942

Еласовский РВК

20

Кузьмин Александр Иванович

25.09.1923

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

21

Кузьмин Иван Иванович

23.02.1915

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

22

Кузьмин Семен Иванович

1921

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

23

Кутузов Иван Васильевич

. 03.1901

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

.01.1941г., 04.01.1942г.

Еласовский РВК

24

Кутузов Виктор Иванович

1924

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

25

Марсекеев Василий Данилович

. 04.1896

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

26

Марсекеев Герасим Васильевич

 

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

27

Марсекеев Дмитрий Семенович

1908

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

28

Миронов Демид Иванович

1924

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

29

Миронов Иван Петрович

24.06.1901

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

30

Миронов Иван Ильич

1912

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

31

Миронов Моисей Афанасьевич

1926

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

32

Морозов Михаил Алексеевич

1910

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

33

Морозов Николай Алексеевич

 

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

34

Морозов Сергей Алексеевич

00.09.1922

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

35

Мудров Николай Николаевич

1925

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

36

Николаев Евгений Александрович

1922

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

37

Николаев  Иван Александрович

 

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

 

38

Пертюков Стратоний Иванович

10.09.1925

д.Пертюково Емелевского с/с Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

39

Першуткин Александр Михайлович

1924

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

20.08.1942

Еласовский РВК

40

Першуткин Виктор Якимович

 

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

41

Першуткин Евгений Якимович

23.02.1919

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

24.11.1939

Еласовский РВК

42

Першуткин Михаил Иванович

20.11.1926

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

43

Першуткин Михаил Якимович

1921

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

44

Першуткин Григорий Андреевич

1907

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

45

Першуткин Михаил Алексеевич

1900

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

19.02.1942

Еласовский РВК

46

Першуткин И Григ. / Петр/

 

 

 

 

47

Першуткин Н.Григ.

 

 

 

 

48

Першуткин Роман Григорьевич

1897

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

49

Першуткин  Петр Григорьевич

1909

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

50

Першуткин Никанор Григорьевич

1921

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

51

Петухов Венедикт Андрианович

1924

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

27.08.1942

Еласовский РВК

52

Петухов М. В.

1903, 1910

 

 

 

53

Петухов Роман Ефремович

1924

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

54

Петухова Антонина Ивановна

20.08.1920

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

55

Прокопьев Александр Прокопьевич

1910

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

56

Польский Анатолий Максимович

1925

 

не имеется

Еласовский РВК

57

Салянов Александр Николаевич

08.06.1905

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

58

Салянов Илларион Андреевич

17.08.1921

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

59

Салянов Андрей Иванович

1903

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

60

Салянов Егор Иванович

1910

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

01.01.1942

Еласовский РВК

61

Салянов Никандр Иванович

1916

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

62

Салянов Филипп Иванович

1914

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

63

Салянов Иван Васильевич

1907

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

03.03.1942

Еласовский РВК

64

Серов Василий Павлович

1907

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

01.01.1942

Еласовский РВК

65

Сильвестров Василий Федорович

1912

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

66

Стратилатов Григорий Иванович

1924

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

01.01.1941

Еласовский РВК

67

Стратилатов Степан Федорович

1902

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

29.08.1941

Еласовский РВК

68

Солянов Анатолий Иванович

15.07.1927

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

17.11.1944

Еласовский РВК

69

Солянов Евстафий Иванович

1925

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

70

Суворов Александр Васильевич

10.06.1918

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

71

Суворов Алексей Михайлович

 

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

не имеется

Еласовский РВК

72

Суворов Иван Алексеевич

1908

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

01.01.1942

Еласовский РВК

73

Суворов Иван Михайлович

1906

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

1941

Еласовский РВК

74

Суворов Петр Михайлович

1910

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

01.01.1942

Еласовский РВК

75

Суворов Семен Михайлович

1920

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

.02.1942

Еласовский РВК

76

Хват Иван Зиновьевич

26.01.1925

Украинская ССР, Винницкая область, Тульчинский район, д.Мазуровка

не имеется

Иланский РВК, Красноярский край,Иланский район

77

Ястребов Виктор Андреевич

1919

с.Пайгусово Горномарийского района Марийской  АССР

1941

Еласовский РВК

78

Хардыков Иван Ефимович

07.07.1919

Тамбовская область, Тамбовский район, с.Больше-Мотыры

не имеется

Тамбовский ГВК, Тамбовская область, г.Тамбов

сайт Минкультуры Республики Марий Эл

 

сайт Архивы России

 

МАЕ

 

логотип РИО

 

roia

 

банер гранты

 

keys


Архив-школе

Безопасность 

 

МАЕ

 

 

Эмбл 80лет ГА РМЭ

 

100let_RME

 

75lp